Что произойдет с рынком запчастей в 2021?
В самом начале пандемии с автомобильными запчастями были проблемы из-за закрытых границ. В настоящее время ситуация постепенно нормализуется, но о полном восстановлении рынка говорить пока нельзя. Мы спросили автоэкспертов о ситуации на рынке и о том, чего ждать дальше. Разобрались, как в 2021 году можно сэкономить на ремонте автомобиля.
Поставки комплектующих для производства автомобилей стали одной из первых жертв пандемии коронавируса – еще даже до того, как ее назвали пандемией. Китайские заводы и фабрики, закрывшиеся на карантин, перестали отгружать запчасти и компоненты, а чуть позже то же произошло и с европейскими производителями. Но потом проблема поставки комплектующих ушла на задний план – в России и мире были проблемы серьезнее.
Карантинные меры начали снимать только с июня, и уже тогда стало ясно, что автозапчасти в России подорожали на 10-15%, а по некоторым позициям оригинальных запчастей даже появился дефицит. Проблема была и в закрытых на карантин заводах, и в закрытых границах, а еще в России на время самоизоляции закрылись центральные склады поставщиков запчастей. А еще примерно тогда же дал о себе знать упавший рубль – и после отмены ограничений запчасти заметно подорожали.
Как рассказал нам Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр», на поставки запчастей из Китая приходилось до 80% всего объема – соответственно, этот сегмент пострадал тогда сильнее других. Что касается собственно продаж, через интернет компании стали продавать треть всего объема – против 22% до пандемии.
Отсутствие в продаже оригинальных компонентов и завышенные цены на них стали причиной того, что некоторые водители стали отказываться от услуг официальных поставщиков в пользу аналогов. Как отмечают эксперты, зачастую цена на одну и ту же запчасть отличается на 40% – хотя разница лишь в названии. Так, часть продукции брендируется именем автопроизводителя, а другая часть – именем производителя запчастей.
А еще за 2020 год спрос на автозапчасти вырос на 25% – такие данные дает «Авито Авто», а в автосервис владельцы транспорта начали обращаться на 73% чаще. Причин может быть несколько:
- у автовладельцев появилось много свободного времени, и они предпочли заняться ремонтом. Например, водители начали чаще спрашивать прокладки и ремкомплекты для ремонта двигателей;
- автомобиль в условиях отмены движения общественного транспорта был единственным средством передвижения;
многие подрабатывали курьерами в период самоизоляции, что означает усиленный износ автомобилей.
Что интересно, рост спроса на запчасти и ремонт был даже с учетом того, что автовладельцы полгода могли не проходить техосмотр перед покупкой полиса ОСАГО (хотя до вступления в силу реформы техосмотра диагностическую карту чаще просто «покупали»).
Это подтверждает и Максим Меженков из компании «Мой Автопрокат» – по его словам, россияне начали выбирать автомобиль как более безопасный вид транспорта и чаще путешествовать по стране в условиях закрытых границ. А из-за девальвации рубля и падения доходов автовладельцы вынуждены покупать более дешевые запчасти и обращаться в неофициальные сервисы.
Вообще же очередное подорожание запчастей лишь укрепило уже имеющийся тренд – как рассказали нам эксперты, за последние 2 года рост цен составил 30%, и это еще не предел.
Будут ли запчасти дорожать и дальше?
Еще с лета поставщики автозапчастей пересчитали цены с учетом ослабевшего рубля – а учитывая его волатильность, в цену они могут закладывать и более высокие значения (чтобы не потерять деньги, если между поставкой и расчетами рубль снова потеряет пару позиций).
Но не только доллар влияет на стоимость – так, если запчасти производятся в России с относительно неплохим уровнем локализации, доллар может и не повлиять на стоимость запчастей. Другими словами, в запчасти поднимется в цене только та часть стоимости, которая приходится на импорт, все остальное дорожать не должно. С автозапчастями из Китая ситуация примерно такая же – к китайской валюте рубль ослаб примерно на те же 20%, но определенная часть стоимости приходится на рублевую составляющую.
В реальности у роста цен на запчасти могут быть и другие причины. Например, расходы на доставку товаров из Китая выросли примерно вдвое – все дело в недоступности морских контейнеров для перевозки. Это связано и с пандемией, и с очередной торговой войной США и Китая: контейнеровозы доставили товары из Китая в США, но обратно не отправились – американская экономика остановлена на локдаун, да и до сих пор действуют некоторые ограничения на торговлю. Чуть позже контейнеровозы скопились и возле берегов Европы по той же причине.
Однако это касается скорее официальных дилеров, которые поставляют запчасти через другие страны. В Россию же китайские запчасти поставляются железной дорогой – но и там тарифы на контейнерные перевозки выросли, пусть и всего на 3,7%.
Тем не менее, такая ситуация отразится на ценах за тяжелые и объемные запчасти – например, на двигатели или КПП в сборе, лобовые стекла или кузовные детали. Более мелкие запчасти из-за доставки подорожают лишь на 1-3%, что в масштабах общего роста цен будет практически незаметно.
Кстати, более дорогие запчасти испортят жизнь водителям не только при ремонте – это повлияло и на стоимость полисов ОСАГО. Дело в том, что страховая премия (стоимость полиса) рассчитывается в зависимости от стоимости ремонта. А среднестатистическая «корзина запчастей» подорожала на 23% – причем официально, в справочнике стоимости запчастей. Поскольку страховые компании теперь вправе более гибко устанавливать тарифы, рост стоимости запчастей сделает ОСАГО для «рискованных» водителей еще дороже.
Говорят, на рынке дефицит. Так ли это?
Самый жесткий дефицит комплектующих был зафиксирован весной прошлого года – тогда проблемы были такими, что завод «Волгабас» вообще остановил производство (еще до самоизоляции и нерабочих дней). Со временем поставки наладились, но отдельные запчасти все еще сложно достать.
Проблемы с поставками запчастей существуют, отмечают представители отрасли – виной тому снова нехватка места в контейнерах из Китая. Нехватка запчастей характерна для некоторых брендов вроде Hyundai, Jaguar, Land Rover. Так, по некоторым позициям Hyundai клиентам приходится ждать до трех месяцев.
Что касается запчастей для европейских марок, проблем тут меньше – дефицит есть разве что на самые ходовые запчасти, и то связано это с проблемами при сертификации поставок. А, например, по Volkswagen проблем с поставками нет вообще – наличие запчастей обеспечивает центральный склад, а при необходимости можно заказать недостающие запчасти из Европы.
К настоящему времени дефицита запчастей практически нет, говорит Игорь Серебряков из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, есть заметный рост цен на отдельные позиции (до 20%), также подорожали расходные материалы для импортных брендов премиум-класса. В свою очередь, Максим Меженков со ссылкой на экспертов отмечает, что 33% опрошенных сервисов подтвердили – проблемы с поставками все же есть.
О проблемах с поставками некоторых запчастей рассказал нам и Евгений Афанасьев из группы компаний SRG. По словам эксперта, дефицит связан с проблемами логистики, а также с сокращением производства.
Правда, можно найти некоторые истории от автовладельцев на форумах, где они жалуются на долгие сроки поставок. Например:
владелец Subaru из Нижнего Новгорода попал в ДТП в ноябре прошлого года, но заказанные в декабре запчасти придут только в марте этого года. При этом на другой японский автомобиль в семье, Mitsubishi ASX, запчасти приходят в течение недели;
владелец Skoda Rapid из Москвы попал в ДТП в октябре 2020 года и отдал авто официальному дилеру в ремонт. К ремонту до сих пор не приступили – дилер ждет поставки запчастей;
владелец Skoda Rapid из Архангельска попал в ДТП октябре прошлого года, но до декабря автосервис так и не дождался заказанной в Чехии детали для ремонта;
владелец Range Rover из Москвы по гарантии ждал поставки сломавшегося стартера из Великобритании вдвое дольше, чем нужно – 15 дней вместо одной недели.
Соответственно, тотального дефицита запчастей нет (все же в России есть склады у поставщиков, которые смягчают проблему), но по некоторым позициям придется ждать очень долго. Особенно если речь идет о поставке оригинальной запчасти от официального поставщика из-за границы.
Как сэкономить на покупке
Рынок автозапчастей в России достаточно неплохо развит – есть несколько крупных поставщиков и множество более мелких, которые сотрудничают с интернет-магазинами, представляющими, по сути, сайт и пункт выдачи заказов. Все организовано так, чтобы клиент получил то, что ему нужно и в сжатые сроки.
Работает это примерно так:
клиент заходит на сайт интернет-магазина и вводит в строке поиска артикул нужной ему запчасти;
система ищет запчасть по складам разных поставщиков и выдает весь список – с разными ценами (от наименьшей к наивысшей), разными сроками поставки и даже показывает вероятность поставки – сравнивая число доставленных заказов с общим их числом;
параллельно клиенту показывают аналоги этой же запчасти, но уже от других производителей – часто намного дешевле, при этом запчасть фактически будет той же самой;
есть системы скидок, а иногда клиент получает более низкую цену, если соглашается с тем, что вернуть запчасть не получится (если он заказал не то, и товар не подошел).
Тем не менее, так россияне покупают пока только треть заказов – тогда как 67% они покупают в сервисных центрах, где тут же производится замена. Какая-то часть приходится на гарантийный ремонт, какая-то – на ремонт по ОСАГО или каско.
Но в России все еще легко купить контрафактную деталь неизвестного происхождения и с неизвестным качеством. Таких запчастей в прошлом году россияне купили на 27 миллиардов рублей, это примерно 2,4% от всего рынка. Правда, стоит отличать контрафактную деталь от вполне нормального аналога.
Так, запчасти можно разделить на несколько групп:
то, что продает официальный дилер. Все запчасти будут брендированными (например, они будут идти с марками Lada, Ford, GM и т.д.);
аналоги оригинальных запчастей. Как правило, их производят те же компании, что и делают брендированные запчасти для официальных представительств. Примеров много – например, Valeo производит компоненты для BMW, Ford, GM и других производителей, но также выпускает запчасти и под своим брендом – гораздо дешевле. А Lemforder – официальный поставщик компонентов для VW, Audi, Volvo и других компаний, но под своим именем продает все то же, еще и дешевле;
запчасти с известным брендом, которые произведены без его согласия. Как правило, это банальная подделка, произведенная в кустарных условиях на подпольном заводе (а иногда – после окончания смены на официальном заводе).
Первые два варианта – абсолютно приемлемый вариант (а второй – еще и намного дешевле первого), тогда как контрафактные запчасти могут иметь абсолютно непредсказуемое качество, и в некоторых ситуациях могут стоить жизни водителю на дороге. В крупных интернет-магазинах такой продукции, скорее всего, не будет – а на рынке или в сомнительных магазинах запчасти лучше не покупать вообще.
Еще один вариант сэкономить – небольшие магазины автозапчастей, имеющие сертификацию на продажу продукции определенных брендов. За счет размера они могут оперативно «достать» ту или иную запчасть, не продадут контрафакт, а часто и цены у них ниже, чем в других магазинах.
Правда, покупая запчасти в интернет-магазинах, нельзя забывать о гарантии. Дело в том, что в большинстве случаев гарантия распространяется только на запчасти, которые устанавливает автосервис (необязательно фирменный, главное – официально оформленный). Поэтому, даже если установка запчасти очень простая, но стоит деталь дорого, лучше все же заехать на сервис, объяснить ситуацию и попросить установить запчасть и выдать документ об этом.
Так что у потребителей есть хорошие возможности сэкономить – покупать аналоги запчастей от тех же производителей, искать спецпредложения и акции. А еще – не забывать о гарантии.
0 Коментариев